Вторник, 19.03.2024, 11:21
Приветствую Вас Гость

Главная » Информация о РАФ

РАФ - Рижская автобусная фабрика
RAF - Rīgas Autobusu Fabrika

В 1949 г. на базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ) был создан завод автобусных кузовов, который в 1955 г. переименовали в Рижский опытный автобусный завод, а его продукция получила аббревиатуру РАФ от полного названия завода: Рижская Автобусная Фабрика (латыш.Rīgas Autobusu Fabrika, RAF).
Первый собственный 22-местный автобус РАФ-251 был создан на грузовом шасси ГАЗ-51.Также в 1957 году к открытию Фестиваля молодёжи и студентов в Москве создано несколько автобусов РАФ-10 «Фестиваль», конструкция которых представляла собой творческую переработку первых серий VW Transporter. 20 ноября 1958 года Рижский завод автобусных кузовов приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», но уже в следующем году их выпуск был прекращён.
С 1958 г. завод стал выпускать микроавтобусы РАФ-977 «Латвия» (серийно — с 1959 г.), созданные уже на агрегатах легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В дальнейшем они предлагались в специализированных, грузопассажирских и грузовых исполнениях. Первая партия 1-тонных фургонов РАФ-977К была изготовлена ещё в 1962 г. на шасси модернизированного микроавтобуса 977Д. Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть их серийное производство, и вскоре модель передали на ЕрАЗ.
В 1976 г. в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ 2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга». На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль. В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.
К началу 1990-х выпускавшийся в Елгаве микроавтобус РАФ-2203 Латвия изрядно устарел, и завод готовил замену. Поначалу предполагалось запустить новую модель Роксана, классической компоновки, спроектированную при участии английской дизайнерской фирмы IAD. Но дальше макетного образца дело не пошло. Такая же судьба ожидала и следующую разработку, переднеприводный микроавтобус Стиль. С развалом СССР завод оказался в трудном положении так как сотни смежников оказались разбросаны по разным странам.
Выпуск продукции постоянно падал и в 1997 г. производство остановилось окончательно. Последними моделями РАФа были 13-местная модификация популярной некогда «маршрутки» — РАФ-22039 и автомобиль-катафалк для перевозки гробов на базе малотоннажного грузовика РАФ-3311 с двухрядной кабиной. Машина была сделана по заказу столичной Станции скорой и неотложной медицинской помощи. По иронии судьбы такой автомобиль стал последним и в истории самого завода. Завод прекратил своё существование в 1998 году.

Статьи

РАФ - забытая гордость Латвии
На окраине Елгавы стоят большие, величественные сооружения Это знаменитый некогда завод РАФ. Было время, и в его цехах кипела жизнь. Здесь выпускались единственные во всем Советском Союзе микроавтобусы РАФ, или как их ласково называли в народе - "рафики".

Само предприятие считали успешным опытом совместной работы союзных республик, ведь в Латвии занимались лишь изготовлением кузова, и окончательной сборкой самого автомобиля. Детали же к ним доставляли из России, Украины и Белоруссии. Например, "сердце" рафика - его двигатель, выпускал Заволжский моторный завод, что и поныне находится в Горьковской области. То, что РАФ был зависим от предприятий находящихся в 1000 километрах от него, и сыграло с ним злую шутку, ведь после выхода нашей страны из состава СССР, завод, чтобы не останавливать производство, был вынужден закупать комплектующее к автомобилям, из уже ставших чужими стран ближнего зарубежья. Безграмотная и русофобская политика тогдашнего латвийского руководства, свела на нет попытки автомобильного гиганта выжить, и в 1997 году из его цехов вышла последняя партия микроавтобусов, и Латвия из самой маленькой страны, имеющей собственную автомобильную промышленность, превратилась в обыкновенную банановую республику.

История завода началась в год смерти Сталина, в 1953 году, когда на базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ), в соответствии с долгосрочной стратегией правительства в области автомобильной промышленности, было решено создать фабрику по выпуску 29-местных городских автобусов. Его продукция получила аббревиатуру РАФ от полного названия завода "Рижская автобусная фабрика" (Rīgas Autobusu Fabrika, RAF). В дополнение к основному производству автобусов среднего класса на рижском заводе было организовано сервисное и ремонтное обслуживание данных автобусов, чего в Латвии до этого не было. Как только производство автобуса среднего класса было налажено, предприятие стало расширяться и в начале 60-х годов на замену первоначальной конструкции была разработана новая машина, меньшая по размеру. С этого момента завод полностью сконцентрировался на производстве малых транспортных средств, и в 1962 году в столице Латвии начался выпуск микроавтобусов. Сначала планировалось, что будет выпускаться 1500 автомобилей в год, но стране этого было мало, поэтому завод расширили, оснастили новейшей техникой, и к середине 70-х он выпускал примерно 7500 рафиков в год. Все равно в будущем этого бы не хватило, и поэтому было решено строить новое предприятие.В 1976 году, заработал елгавский РАФ. Стройка была грандиозной, не только по местным, но и по международным масштабам. По свидетельству очевидцев, на месте будущего гиганта был вырыт огромный котлован, глубиной несколько десятков метров. Для рабочих был создан в городе микрорайон, с новыми, комфортными, по тем временам домами, школой и двумя детскими садиками. Кстати, его фотография была размещена, в одном из учебников истории, в как пример "района оккупантов".

К тому же, появилась новая модель рафика - который был настолько популярным, что стал ассоциироваться с понятием "микроавтобус", у целого поколения. Может быть, новая машина и вызывает ужас, у сегодняшних водителей, но по советским меркам, она была очень даже не плохой. Выпускалось их около 16000 в год. Когда РАФ еще жил, стоимость одной такой машины была около 10000 латов. Умножьте это число на количество выпускаемых автомобилей, получится 160 миллионов. Еще учтите инфляцию, и что планировался выпуск новой модели, которая стоила бы гораздо дороже, то поймете, что Латвия лишилась прибыли почти в полмиллиарда латов в год.Триумфом РАФа была Московская Олимпиада 1980 года, когда выпущенные для перевозки спортсменов и официальных лиц спецавтомобили стали одним из её символов.
В 1990 году, была проведена модернизация завода. Было закуплено новое оборудование, и в первую очередь, это уникальные, единственные во всей Прибалтике вытяжные прессы, "битва" за которые разыграется в скором времени. Работало на предприятии около 4500 человек.

В начале 90-х, когда все рушилось и разваливалось, РАФ разбили на 3 отдельных предприятия: "РАФ-ИТЦ", "РАФ-Елгава" и "РАФ-Авиа". К этому времени "рафик" уже устарел, как и морально, так и физически. Еще в советские времена завод в сотрудничестве с британской дизайнерской фирмой, разработал перспективную модель микроавтобуса, но из-за недостатка финансирования работу над ней прекратили. Уже после выхода Латвии из СССР, провели небольшую модернизацию существующей модели, увеличили её модельный ряд, и стали создавать новый автомобиль. Было собрано две машины - скорая помощь и пассажирский микроавтобус. Увы, к этому судьба завода была предрешена, все шло к его гибели. Денег на модернизацию производства и начала выпуска нового "рафика" уже не было, а их требовалась свыше 800 миллионов долларов. Старая же модель была некому не нужна - в России ей появилась альтернатива – микроавтобус, выпускаемый Горьковским автомобильным заводом - "Газель". В свою очередь, правительство Латвии заявило, что РАФ им уже не нужен, и стали закупать для нужд госслужб автомобили из Европы, тем самым предав его. Руководство завода пыталось наладить сотрудничество с ГАЗом, для производства совместной модели, но этим планам помешала русофобская политика нашей страны. Да и на фоне того ужасного состояния, в котором был РАФ, когда не кто не сомневался, в неминуемой катастрофе, это уже выглядело как жалкие, бесполезные попытки вырваться из лап неизбежной смерти. В 1997 году "РАФ-ИТЦ" и "РАФ-Елгава" были объявлены банкротами и проданы по частям. "РАФ-Авиа" существует и по сей день, осуществляя частные грузовые перевозки.

Сейчас власти впустую тратят безумные деньги на оборону, из-за параноидального страха перед Россией. Строят Замок Света, стоимостью свыше 200 миллионов латов, а ведь если бы тогда одолжили бы деньги, или привлекли инвесторов, чтобы помочь РАФу, то деньги бы нашлись для расплаты с долгами, учитываю ту трату средств из карманов налогоплательщиков, что позволяют себе народные избранники. Латвия не была бы самым нищим государством Европы, и тот же Замок Света не казался бы таким безумно дорогим. Это уже не говоря о том, что 25000 человек, согласно планам, должны были быть обеспечены рабочими местами.
Естественно, тут же началась вакханалия вокруг погибшего гиганта. Особо предприимчивые граждане, подобно стервятникам пытались оторвать как можно больший кусок от него. Самым шумным делом была продажа нескольких вытяжных прессов Ирану, которую власть несколько раз объявляла вне закона, но тут же отменяла свое решение. Разбирательство продолжается и по сей день, но страсти уже улеглись. Большая часть уникального оборудования до сих пор в цехах, и на месте елгавского РАФа был создан индустриальный парк, где уже несколько зарубежных фирм строят, или уже построили свои заводики, которые на фоне развалин гиганта выглядят карликами. Проявлял интерес к помещениям бывшего завода и ЗИЛ, который планировал начать здесь выпуск небольших грузовиков, но дальше обещаний дело не пошло.

Сейчас на заводе идет реконструкция цехов. По его территории разбросаны мелкие предприятия и склады частных фирм, но большая часть территории РАФа напоминает место съемок "Сталкера" или фильма о ядерной войне. Время там словно остановилось. Кругом тишина и покой, её нарушают лишь всплеск воды, от подающих с потолка капель, и шорохи ветра. Чувствуешь себя безумно одиноким, и забываешь, что рядом живой город, где кипит жизнь. Кажется, что люди покинули завод еще совсем недавно: валяется мебель, на полу лежат какие-то бумаги, но кроме хулиганов и рабочих тут никого не было уже почти 10 лет... Рядом возвышаются угрюмые серые стены, словно напоминание, о былой славе, и годах, когда заводом гордилась вся страна...
Павел Смирнов

Список моделей
РАФ 04, прицеп-дача к легковому автомобилю
РАФ 10 Фестиваль, 10-местный микроавтобус 1957г.
РАФ 08 Спридитис, 8-местный микроавтобус 1958г.
РАФ 251, 28-местный автобус вагонной компоновки 1955г.
РАФ 251Т, 14-местный грузопассажирский автобус 1956г.
РАФ 251С, 27-местный служебный автобус 1956г.
РАФ 975, служебный автобус, аналог РАФ 251С 1958г.
РАФ 976, автобус РАФ 251 после капитального ремонта
РАФ 976М, опытный 30-местный автобус 1967г.
РАФ 977 Латвия, 10-местный микроавтобус 1958г.
РАФ 977В Латвия, 10-местный микроавтобус 1960г.
РАФ 977Д Латвия, 10-местный микроавтобус 1961г.
РАФ 977Е Турист, микроавтобус для обслуживания туристов 1962г.
РАФ 977И, медицинский автомобиль 1962г.
РАФ 977К, опытный фургон г/п 850 кг 1962г.
РАФ 977ДМ Латвия, 10-местный микроавтобус 1969г.
РАФ 977ИМ Латвия, медицинский автомобиль 1969г.
РАФ 977ЕМ Латвия, микроавтобус для обслуживания туристов 1969г.
РАФ 977ДМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ДМ 1969г.
РАФ 977ЕМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ЕМ 1969г.
РАФ 977ИМЮ, экспортная южная модификация РАФ 977ИМ 1969г.
РАФ 978 Спридитис, 8-местный микроавтобус 1959г.
РАФ 980/979 Рига, пассажирский автопоезд 1959г.
РАФ 980Д/979 Рига, пассажирский автопоезд 1962г.
РАФ 980ДМ/979 Рига, пассажирский автопоезд 1969г.
РАФ 982-0, прототип микроавтобуса, 1965 г.
РАФ 982-1 Циклон, прототип микроавтобуса 1967г.
РАФ 982-2, прототип микроавтобуса, 1968 г.
РАФ 983/725, шахтный грузопассажирский автопоезд 1966г.
РАФ 2203 Латвия, 11-местный микроавтобус 1975г.
РАФ 2203-01, 11-местный микроавтобус 1987г.
РАФ 2203-02, микроавтобус с газовым питанием 1988г.
РАФ 2203-21, микроавтобус с кузовом типа РАФ 2914 1989г.
РАФ 2203-SR, микроавтобус-"люкс" 1993г.
РАФ 2203-DC, пикап 1993г.
РАФ 2203-HRT, микроавтобус с высокой крышей 1993г.
РАФ 22031 Латвия, санитарный автомобиль 1976г.
РАФ 22031-01, санитарный автомобиль 1987г.
РАФ 22032 Латвия, маршрутное такси 1976г.
РАФ 22033 Латвия, оперативный автомобиль ГАИ 1974г.
РАФ 22034 Латвия, оперативный автомобиль пожарной охраны 1975г.
РАФ 22035 Латвия, спецавтомобиль для перевозки крови 1977г.
РАФ 22036 Латвия, специальный спасательный автомобиль ГАИ.
РАФ 22038, 11-местный микроавтобус, прототип 1984 г.
РАФ 22038 Сорола, микроавтобус-"люкс" 1994г.
РАФ 22038-02, 11-местный микроавтобус 1989г.
РАФ 22039, микроавтобус - маршрутное такси 1995г.
РАФ 2204 (2904), 11-местный электромобиль 1975г.
РАФ 2207, электромобиль 1976г.
РАФ 2210, электомобиль 1982г.
РАФ 2907, автомобиль сопровождения олимпийского огня 1979г.
РАФ 2909, пикап для обслуживаний соревнований по велоспорту 1979г.
РАФ 2908, штабной автомобиль для обслуживания Олимпийских игр 1979г.
РАФ 2910, судейскй электромобиль для соревнований по бегу 1979г.
РАФ 2911, судейский автомобиль 1979г.
РАФ 2912, автомобиль криминалистическая лаборатория
РАФ 2913, автомобиль для медицинского обследования спортсменов 1979г.
РАФ 2914, санитарный реанимационный автомобиль 1989г.
РАФ 2915, санитарный автомобиль 1989г.
РАФ 2915-02, санитарный автомобиль 1993г.
РАФ 2915-02М, санитарный автомобиль с увеличенной высотой салона 1995г.
РАФ 2920, промтоварный фургон 1990г.
РАФ 2921, микроавтобус для перевозки инвалидов
РАФ 2924, фургон-автомагазин 1990г.
РАФ 2925, полицейский автомобиль 1994г.
РАФ 2926, патологоанатомический автомобиль 1996г.
РАФ 2927, медицинский автомобиль 1996г.
РАФ 3311, 0,75-т грузовик с двухрядной кабиной 1989г.
РАФ 33111, 0,9-т грузовик 1989г.
РАФ 33113, пикап с двухрядной кабиной 1989г.
РАФ 3407, седельный тягач для пассажирского автопоезда 1979г.
РАФ 9225, промежуточный прицеп пассажирского автопоезда 1979г.
РАФ 9226, замыкающий прицеп пассажирского автопоезда 1979г.
ТАМРО-РАФ, медицинские автомобили, переоборудованные в Финляндии 1979г.
РАФ М1 Роксана, микроавтобус, прототип 1991 г.
РАФ М2 Стилс, микроавтобус, прототип 1993 г.
Labbe-РАФ, бронеавтомобиль 1988г.
Fontauto-РАФ, бронеавтомобиль 1988г.
РАФ-ГАЗ 3314, грузовик "Газель" с двухрядной кабиной 1996г.
РАФ-ГАЗ 13С, санитарный автомобиль на базе ГАЗ 13 1968г.
РАФ 3920, санитарный автомобиль на базе ГАЗ 14 1980г.

Автор списка - Шелепенков Максим

Более полная информация о моделях, в нашем каталоге.



Форма входа

Присылайте

Если у Вас завалялись фотографии или информация о РАФ и вы хотите помочь проекту то присылайте их сюда: anon.im@inbox.lv

Опрос

Как часто Вы встречаете РАФы
Всего ответов: 481