Микроавтобус РАФ
По дорогам СНГ до сих пор катаются последние экземпляры
знаменитого латвийского микроавтобуса РАФ, стильной прибалтийской
штучки, в которой можно было ездить вдвенадцатером, включая водителя.
Машина эта вытеснена с дорог только в середине девяностых ГАЗелями,
японскими таун-эйсами и прочими.
«Сердце», а значит, и звук двигателя у этой полузападной машины,
было родным, газовским, от 24-й «Волги». Чаще всего юркий автомобиль
использовался как карета «неотложки», его красили в белый цвет, а по
боку проходила красная полоса и надпись «Скорая медпомощь».
Второе назначение «рафика» - маршрутное такси, на котором можно
было быстро, относительно дорого доехать через весь город до репетитора
по английскому или в музыкальную школу. В то время как поездка на
метро, троллейбусе и автобусе стоила 5-6 копеек, на маршрутке нужно
было платить 15 или 20 копеек, независимо от дальности поездки, поэтому
садились почти все пассажиры до конечной, поскольку за две-три
остановки платить двугривенный было бы просто неслыханным
расточительством.
Обычно на остановке маршрутного такси стояла очередь, совсем, как
в Лондоне. РАФ стоило ждать и 20 минут, все равно получалось быстрее,
чем на обычном транспорте. Заняв очередь, следовало, прежде всего,
сразу мысленно разбить впередистоящих на группки по 11 человек, чтобы
понять, в какой по счету маршрутке удастся уехать. Если оказывался
двенадцатым, то первенство на следующий рейс давало тебе уникальную
возможность сесть на Особое Переднее Место рядом с водителем. Оно было
единственным, с Главным пассажиром водителя разделяла коробка передач,
покрытая ковровой тканью.
На Главного пассажира (несмотря на возраст оного) возлагалась
почетная обязанность отсчитывать сдачу, доставая её из эбонитовой
кассы-лотка для вилок и ложек. В крайнем случае, можно было сесть на
место рядом с дверью уже в салоне - оно тоже считалось почетным,
поскольку было индивидуальным, без соседского локтя. Котировались также
задние места, где можно было потихоньку приоткрыть окошко и выставить
руку навстречу тугому летнему воздуху большого города.
Подвеска «Рафика», соотношение мощности движка и массы были
таковы, что при езде по городу у него, как у бронетранспортера,
проявлялась как бортовая, так и килевая качка. Поэтому пассажиров,
которым не досталось привилегированных мест, слегка укачивало. Кроме
того, по мере износа, в салоне появлялся легкий выхлоп, серьезно
отравляющий (во всех смыслах этого слова) поездку.
Но несмотря на все это, ехать в маршрутке было шиком, а горожане
на промежуточных остановках даже не могли рассчитывать на то, что
кому-нибудь вдруг захочется выйти и освободить гарантированное сидячее
место, которое ни в коем случае не придется уступать какой-нибудь
старушке.
Источник: www.76-82.ru